По определению ФСО 1 затратный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.
Согласно МСО затратный подход называется подходом на основе активов.
Подход к оценке бизнеса на основе активов, основывается на принципе замещения который гласит, что не один актив не стоит больше, чем затраты на его замещение.
При оценке бизнеса затратным подходом, материальные и нематериальные активы компании, а так же её пассивы, заменяется на баланс компании активы и пассивы в котором на основе рыночной или какой- нибудь другой подходящей стоимости.
Если предполагается ликвидация предприятия, то может быть понадобится учесть затраты активов связанные с продажей.
Подход на основе активов обязателен к применению, если оценивается холдинговая компания, или компания, владеющая большими материальными активами, например сельскохозяйственное предприятие, или бизнес к которому не применима концепция действующего предприятия. Однако затратный подход не должен быть единственным подходом для бизнеса, который будет действовать необозримо долгое время (подходит к концепции действующего предприятия).
Содержание отчета об оценке бизнеса
|
Однако если в практике оценка бизнеса, как правило, производится продавцами и покупателями только подходом на основе активов, то допускается применение в оценке такого бизнеса, одного подхода.
При оценке бизнеса не на основе действующего предприятия, оценка активов должна проводиться на базе рыночной стоимости, или на базе стоимости, которая предполагает укороченный срок продажи актива, с учетом всех расходов на продажу и закрытие бизнеса. Некоторые нематериальные активы в этом случае не имеют стоимости, например гудвилл, однако такие нематериальные активы, как патенты, товарные знаки или бренды, могут не терять своей стоимости.
При оценке холдингового бизнеса, в случае если этот бизнес получает инвестиционный доход от этого имущества, его активы должны быть оценены по рыночной стоимости. При оценке в холдинговом бизнесе ценных бумаг, котируемых или не котируемых, или доли, то необходимо принимать во внимание ликвидность и размер пакета.
|