По определению ФСО 1 сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами — аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом — аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.
Согласно МСО подход основанный на сравнивании называется рыночным подходом. При оценке бизнеса при помощи рыночного подхода производится сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами или долями в собственности на бизнес или проданными на рынке ценными бумагами.
Существует три общепринятых источника данных, которые используются в рыночном подходе:
- открытая информация с фондовых рынков, где проводятся сделки купли-продажи долей на аналогичные бизнесы;
- рынок поглощений, в котором бизнесы продаются целиком или частями;
- предыдущие сделки интересов в оцениваемом бизнесе.
Аналогичные бизнесы, с которыми производится сравнение должны функционировать в той же отрасли, что и оцениваемый бизнес, или принадлежать отраслям которые могут так же реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вот факторы, которые должны учитываться при нахождения основы при сравнении бизнесов:
- аналогичные качественные и количественные характеристики;
- данные сравниваемых бизнесов должны быть в открытом доступе и должна быть возможность их проверки;
- цена, которая используется для оценки бизнеса, должна иметь коммерческий характер.
В процессе сравнения с аналогичными бизнесами используютсякоэффициенты сравнения или их еще называют мультипликаторами. Мультипликатор представляет собой величину, рассчитанную путем деления цены продажи аналогичного бизнеса на показатель дохода или показатель активов. К выбору используемых при оценке бизнеса мультипликаторов следует подходить с особой тщательностью.
Содержание отчета об оценке бизнеса
|
Вот несколько критериев выбора мультипликаторов:
- мультипликатор должен отражать существенно-значимую информацию в стоимости бизнеса;
- при расчете мультипликаторов в сравниваемых бизнесах должна использоваться достоверная и точная информация;
- при использовании усредненных данных, период использования этих данных должен быть адекватным и разумным;
- расчет мультипликаторов должен производиться, одинаково, что для сравниваемых бизнесов, что для оцениваемого бизнеса;
- расчеты должны производиться для даты оценки;
- для большей сопоставимости оцениваемого бизнеса со сравниваемыми, там, где уместно могут быть произведены корректировки. Корректировки должны быть произведены также по чрезвычайным и внереализационным позициям;
- мультипликаторы должны учитывать риски и ожидания в сравниваемом бизнесе и оцениваемом бизнесе;
- допускается расчет нескольких мультипликаторов, и следовательно несколько показателей стоимости.
После получения показателя стоимости необходимы корректировки относительно контрольности и ликвидности оцениваемого пакета и сравниваемых пакетов.
При расчете стоимости по информации по сделкам долями оцениваемого бизнеса могут потребоваться корректировки относительно времени проведения сделок с учетом изменения экономической ситуации в отрасли и бизнесе. Если оценка производилась косвенными методами, то следует уменьшить значимость рыночного подхода при выводе итоговой величины стоимости бизнеса.
|