Сравнительный подход при оценке бизнеса

По определению ФСО 1 сравнительный подход — совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами — аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом — аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость.

Согласно МСО подход основанный на сравнивании называется  рыночным подходом.

При оценке бизнеса при помощи рыночного подхода производится сравнение оцениваемого бизнеса с аналогичными бизнесами или долями в собственности на бизнес или проданными на рынке ценными бумагами.

Существует три общепринятых источника данных, которые используются в рыночном подходе:

  • открытая информация с фондовых рынков, где проводятся сделки купли-продажи долей на аналогичные бизнесы;
  • рынок поглощений, в котором бизнесы продаются целиком или частями;
  • предыдущие сделки интересов в оцениваемом бизнесе.

Аналогичные бизнесы, с которыми производится сравнение должны функционировать в той же отрасли, что и оцениваемый бизнес, или принадлежать отраслям которые могут так же реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Вот факторы, которые должны учитываться при нахождения основы при сравнении бизнесов:

  • аналогичные качественные и количественные характеристики;
  • данные сравниваемых бизнесов должны быть в открытом доступе и должна быть возможность их проверки;
  • цена, которая используется для оценки бизнеса, должна иметь коммерческий характер.

В процессе сравнения с аналогичными бизнесами используютсякоэффициенты сравнения или их еще называют мультипликаторами. Мультипликатор представляет собой величину, рассчитанную путем деления цены продажи аналогичного бизнеса на показатель дохода или показатель активов. К выбору используемых при оценке бизнеса мультипликаторов следует подходить с особой тщательностью.

Содержание отчета об оценке бизнеса

Вот несколько критериев выбора мультипликаторов:

  • мультипликатор должен отражать существенно-значимую информацию в стоимости бизнеса;
  • при расчете мультипликаторов в сравниваемых бизнесах должна использоваться достоверная и точная информация;
  • при использовании усредненных данных, период использования этих данных должен быть адекватным и разумным;
  • расчет мультипликаторов должен производиться, одинаково, что для сравниваемых бизнесов, что для оцениваемого бизнеса;
  • расчеты должны производиться для даты оценки;
  • для большей сопоставимости оцениваемого бизнеса со сравниваемыми, там, где уместно могут быть произведены корректировки. Корректировки должны быть произведены также по чрезвычайным и внереализационным позициям;
  • мультипликаторы должны учитывать риски и ожидания в сравниваемом бизнесе и оцениваемом бизнесе;
  • допускается расчет нескольких мультипликаторов, и следовательно несколько показателей стоимости.

После получения показателя стоимости необходимы корректировки относительно контрольности и ликвидности оцениваемого пакета и сравниваемых пакетов.

При расчете стоимости по информации по сделкам долями оцениваемого бизнеса могут потребоваться корректировки относительно времени проведения сделок с учетом изменения экономической ситуации в отрасли и бизнесе. Если оценка производилась косвенными методами, то следует уменьшить значимость рыночного подхода при выводе итоговой величины стоимости бизнеса.


 
Главная Оценка Оценка недвижимости Оценка гостиниц
Качество Оценка бизнеса (предприятия) Недвижимость как объект оценки Оценка бизнеса гостиниц
Цены
Алгоритм работы
Анализ при оценке
бизнеса
Принципы оценки
недвижимости
Оценка недвижимости
гостиниц
Отчеты об оценке
Экспресс-оценка
Сравнительный подход к оценке
бизнеса
Сравнительный подход к оценке
недвижимости
Оценка нематериальных активов
гостиниц
Соответствие 
законодательству
Доходный подход к оценке
бизнеса
Доходный. подход к оценке
недвижимости
Оценка движимого имущества
гостиниц
Задачи оценки
Оценка аренды
Затратный подход к оценке
бизнеса
Затратный подход к оценке
недвижимости
Переоценка имущества
гостиниц

Оценка для 
реорганизации

Согласования при оценке
предприятия
Согласования при оценке
недвижимости
Оценка гостиниц для получения
кредита
Оценка для принятия
управленческих решений

Оценка финансовых
интересов
Оценка движимого
имущества
Оценка ресторанов
Виды стоимости
Оценка для залога
Оценка для слияний и поглощений
Оценка
земли
Сравнительный подход к оценке
движимого имущества
Объекты оценки
Стоимость
Оценка для страхования
Оценка для купли-продажи
Финансовая
модель
Затратный подход к оценке
движимого имущества
Рыночная стоимость
Справедливая стоимость

Доходный подход к оценке
движимого имущества

Глоссарий
Форум

Согласование при оценке
движимого имущества